Методическая копилка

ПРОЕКТ "Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольника"

В условиях внедрения ФГОС на фоне активного использования новых развивающих педагогических технологий актуальной остается проблема поиска средств развития творческих способностей дошкольника. Творческие способности дошкольника - это индивидуальные качества и способности ребенка, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Современный образовательный стандарт направлен на развитие творческого мышления ребенка. Лего-конструирование как одна из относительно новых педагогических технологий содержит огромный потенциал для развития творческих способностей дошкольника.

Отличительной особенностью образовательного стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В связи с этим возникает методическая проблема выбора типа и форм работы с дошкольниками, проблема наполнения предметно-пространственной образовательной среды.  В связи с этим, актуальность изучения и грамотное применение лего-технологий как средства развития творческих способностей дошкольника является актуальным вопросом современного дошкольного образования.
Лего-конструирование – это построение моделей, сборка и приведение в порядок разнообразных отдельных элементов, частей, деталей, обеспечивающих создание ребёнком игрушки своими руками. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из приоритетных. Данная работа посвящена опыту апробации лего-конструирования как средству развития творческих способностей дошкольника.
Использование лего-конструирования в нашем детском саду стало не только эффективным решением проблем наполнения предметно-пространственной среды, но и оказало глубокое влияние на развитие творческих способностей дошкольников.  Нами был проанализирован опыт применения лего-конструирования в работе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Технологию лего-конструирования мы начали применять во второй младшей группе. Выбор лего-конструирования был обусловлен необходимостью соблюдения требований п. 3.3.4 ФГОС, согласно которому «развивающая предметно-пространственная  среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Кроме того, из 27 воспитанников группы большинство детей (19 детей) показали низкий уровень развития творческих способностей. Согласно результатам диагностики, с применением нескольких методик (методика О.Л. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой, задание «Покажи, как двигается, говорит», опросник Ф.Талл и Л. Бекера для родителей и педагогов) были определены следующие показатели уровня развития творческих способностей у детей второй младшей группы 
Таким образом, нами были отмечены следующие особенности уровня развития творческих способностей воспитанников группы:
- большинство детей имеют низкий уровень развития творческих способностей;
- большинство мальчиков имеют низкий уровень развития творческих способностей;
- большинство девочек имеют средний уровень развития творческих способностей;
- у мальчиков отмечается низкая степень мотивированности к занятиям творческого характера.
В связи с этим была поставлена цель: повышение уровня развития творческих способностей воспитанников группы. Средством реализации цели было выбрано лего-конструирование. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- подготовить курс занятий по лего-конструированию;
- включить лего-конструкторы в развивающую предметно-пространственную среду группы;
- привлечь родителей к совместной деятельности по лего-конструированию.
Занятия по лего-конструированию проводились на протяжении трех лет: со второй младшей группы до старшего дошкольного возраста. Главным принципом организации занятий являлся принцип систематичности. Проведение каждого занятия осуществлялось  строго по алгоритму:
1. Ознакомление с образцом, картинкой или схемой конструкции.
2. Поиск нужных деталей из общего набора.
3. Сборка модели по частям.
4. Соединение частей в единое целое.
5. Сравнение собранной модели с картинкой или схемой.
Кроме того, важнейшим условием эффективности занятий по лего-конструированию является учет возрастных особенностей дошкольника. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети учатся конструировать при помощи простейших деталей, например, кубиков. В этом возрасте преобладает «конструирование по образцу» и «конструирование по замыслу». При «конструировании по образцу» детям предлагаются образцы несложных построек, показываются способы воспроизведения. Таким образом, через подражание ребенок овладевает знаниями. При «конструировании по замыслу» дети проявляют самостоятельность и конструируют сами то, что подсказывает им воображение.
На протяжении младшего дошкольного возраста дети группы знакомились с общими принципами лего-конструирования. Мальчики проявили большой интерес, их мотивация на занятиях была достаточно высока. Уже в младшей группе стали заметны позитивные сдвиги и положительная динамика в развитии творческих способностей детей.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дети уже способны различать детали, знают, как они называются, учатся анализировать образец постройки. В этом возрасте добавляется «конструирование по простейшим чертежам и схемам». Дети средней группы на занятиях по лего-конструированию не только занимались собственно конструированием, но и принимали участие в различных играх и заданиях, разработанных для развития творческих способностей дошкольников среднего возраста. Дети придумывали истории, создавали коллективные композиции («Ферма», «Зоопарк», «Строим дом» и др).
В старшем дошкольном возрасте дети создают разнообразные постройки и конструкции. Применяется «конструирование по условиям»: дети уже не получают в руки картинку или схему построения; педагог сообщает условия построения, которые дети должны выполнить.  Дети старшей группы на занятиях по лего-конструированию учились работать в малых группах, выполняя задания воспитателя ( «Кто где живет», «Отделы супермаркета» и др.). На этапе старшего дошкольного возраста дети проявляли живой интерес к ставшим привычными занятиям по лего-конструированию. Родители отметили развитие воображения детей. Были проведены два занятия с участием родителей («Мастер», «Моя семья»).
Воспитанники подготовительной к школе группы уже свободно владеют всеми приобретенными способами конструирования. Среди новых форм появляется «конструирование по теме»: детям сообщается общая тема занятия, а способ ее воплощения дети выбирают самостоятельно. На данном этапе проявились все положительные изменения, связанные с повышением уровня творческих способностей детей.
В процессе занятий по лего-конструированию были созданы различные игры на развитие творческих способностей. Примером такого рода игр является игра «Машин зоопарк»: дети соединяют детали от разных частей животных, придумывая собственных зверей (слоножираф, зебромедведь и т.д.). В таких играх не только развиваются творческие способности дошкольников, но и происходит интеграция всех видов деятельности: коммуникативной, игровой, конструктивной, познавательно-исследовательской, двигательной.
По истечении трех лет использования лего-конструирования как средства повышения уровня развития творческих способностей была проведена повторная диагностика, которая выявила значительное повышение уровня развития творческих способностей у воспитанников всей группы. Таким образом, применение лего-конструирования в качестве средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста доказало свою эффективность. Во-первых, занятия по лего-конструированию способствуют постоянному росту мотивации ребенка. Во-вторых, материал лего имеет огромный потенциал для разработки различных заданий и игр, направленных на развитие творческих способностей дошкольника. В-третьих, материал лего представляет собой эффективный элемент развивающей предметно-пространственной среды. Наконец, материал лего является универсальным материалом, который можно использовать не только на занятиях по конструированию, но и на занятиях по другим образовательным областям.


Литература
1. Лукьянова О.Г., Кромплевская Л.А., Третьякова Е.А. Как развить ребенка с помощью легоконструирования // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1 (2). С. 318-319.
2. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В. Куцакова. – М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
3. Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 104 с.
4. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
5. Ханова Т.Г., Кольцова И.Н., Сунеева И.В. Необходимость внедрения робототехники и легоконструирования в дошкольные учреждения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 203-210.




Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с событиями Великой Отечественной войны.
«Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне
                                                                            Чтоб никогда войне не повториться».                                                                                                              
          Н. Вербицкая
Духовно-нравственное воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, поскольку данный возраст — наиболее благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, гордости за свой народ, истории своей страны. Задача по первичному формированию представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках также входит в образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [4].

Нельзя стать патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки. История нашего государства неразрывно связана с Великой Отечественной войной – самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей [1, с. 12].
Детям дошкольного возраста достаточно трудно осознать эти события, так как каждый наступающий год все более отстраняет нас от тех страшных лет.
 И чтобы не терялась эта нить памяти, мы, взрослые, должны сохранить и воспитать в детях уважение и гордость за наших русских солдат, их мужество, чувство патриотизма [2, с. 232].
В связи с этим огромное значение приобретает определение целей, задач нравственного  воспитания как средства ознакомления с событиями Великой Отечественной войны.
Целью проводимой работы является расширение, углубление знаний старших дошкольников о Великой Отечественной войне, воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа.
В процессе данной работы ставятся и решаются следующие образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
1. Расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
2. Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни;
3. Развивать речь детей, обогащать словарный запас посредством песен, стихотворений, диалогов о войне;
4. Развивать творческие способности;
5. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов и чувство гордости за народ, победивший врага;
6. Воспитывать чувство любви к Родине.
Организуя работу по ознакомлению детей с событиями Великой Отечественной войны, мы провели с воспитанниками блиц-опрос, включающий 14 вопросов. Высокий уровень знаний о войне выявлен у 4 (16,7%) детей, средний уровень – у 9 (37,5%) детей, низкий уровень – у 11 (45,8%) старших дошкольников.
Дети плохо ориентируются в истории нашей страны, у них не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия. В семьях не поддерживается память о события, о подвигах военных лет, утрачена традиция исполнения песен о войне.
В связи с этим было принято решение разработать и реализовать творческий проект «9 Мая – День Победы», который включал в себя девять этапов.
На первом этапе детям старшего дошкольного возраста было предложено обсудить темы, связанные с войной, военными событиями.
На втором этапе проекта были определены мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Так как в основу коллективного проекта положен праздник День Победы, то на данном этапе детям рассказали о нем, выявили отношение к 9 Мая. В ходе обсуждения старшие дошкольники делились собственными мыслями и идеями. Далее был подведен итог данного обсуждения и определена тема коллективного проекта – «9 Мая – День Победы».
На третьем этапе каждый из детей высказывал свои идеи и предложения по реализации проекта: рассказать о своих дедушках, воевавших на войне, поздравить ветеранов, сходить 9 Мая на площадь; поиграть в военные игры; нарисовать открытки ветеранам; посмотреть фильмы о войне, почитать книги о солдатах; поиграть в военные солдатские игры, посмотреть фильмы о солдатах и  др. Были отмечены наиболее оригинальные идеи.
На четвертом этапе детям были предложены художественные материалы с целью изображения идей, связанных с реализацией запланированного проекта. Старшие дошкольники с радостью принялись за работу.
Затем, на пятом этапе каждый из детей демонстрировал свою работу сверстникам, воспитателю, рассказывал о том, что изобразил на рисунке, отвечал на вопросы. Завершилось обсуждение детским голосованием.
На шестом этапе проходило информирование родителей. С этой целью в приемной группы было вывешено объявление о предстоящем проекте, его теме.
На седьмом этапе (основном) была организована плодотворная работа по реализации замысла. Для этого мы определили цели и задачи проекта, подобрали информационный материал, литературу, фотографии, плакаты, иллюстрации, музыкальные произведения, составили план. Затем со старшими дошкольниками были проведены тематические познавательные беседы: «Беседа о Великой Отечественной войне», «История Георгиевской ленточки», «Ордена и медали военных лет», в ходе которых мы рассматривали иллюстрации, плакаты на военную тему. Была организована непосредственно образовательная деятельность «Символ Победы».
Детям прочитаны художественные произведения о Родине и о Великой Отечественной войне: Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник солдату», С. Михалков «Быль для детей», А. Митяев «Землянка»,  Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», А. Митяев «Дедушкин орден», Ю. Збанацкий «Щедрый ежик», «Сластенка», «Журавлик полетел в Москву», организована выставка книг о войне в книжном уголке группы. С детьми разучены стихотворения о войне, о Родине: Е. Благининой «Шинель», С. Михалкова «Нет войны», Т. Белозерова «День победы», а также пословицы и поговорки.
Очень понравилась детям художественно-продуктивная деятельность: рисование на военную тему «Вечный огонь» (выставка детских рисунков); лепка из соленого теста «Медаль»; конструирование из бумаги «Голубь мира»; аппликация «Военный танк» из обрывной бумаги».
Подобраны необходимые атрибуты и проведена сюжетно-ролевая игра «Моряки», а также подвижные игры «Самолеты», «В Армии служат разные войска», «Снайпер», «Всадники» и дидактические игры с патриотическим содержанием: «Назови, кто воевал», «Кто где живет?», «Как называется военный…», «Кому что нужно?».
Глубокое впечатление на дошкольников произвело прослушивание и разучивание песен о Великой Отечественной войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, «Катюша» М. Блантера, «Прощание Славянки» В. Алкина, «С чего начинается Родина», сл. Л. Ошанин; «Солнечный круг», А. Филиппенко «Вечный огонь».
Не осталась в стороне и работа с родителями. Для них были проведены консультации «Как рассказать детям о войне», «Книги для детей о войне».
Любой творческий проект завершается презентацией. Поэтому, на восьмом этапе, посовещавшись с детьми, сначала было решено организовать выставку совместных работ с родителями ко Дню Победы. Творчество детей не ограничивалось – это могли быть и рисунки, и поделки с использованием различных материалов. Так, были изготовлены: аппликация из цветной бумаги «9 Мая», рисунки «Я помню! Я горжусь», «Танк», макет «Вечный огонь».
Далее со старшими дошкольниками была организована экскурсия к памятнику «Неизвестному солдату», для проведения которой каждый из детей принес букет цветов. Цель данной экскурсии заключалась в том, чтобы сформировать патриотическое воспитание у дошкольников, чувство благодарности и гордости за великий подвиг нашего народа, понимать торжественность значения «минута молчания». Также дети посетили Парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы, одним из монументов которого является бронзовая 14-метровая скульптура Солдата-Победителя. Кроме этого монумента, в Парке Победы установлены еще семь памятников и часовня. Комплекс воспринимается детьми как место памяти и скорби в память о погибших на войне.
Хочется отдельно рассказать о конкурсе чтецов ко Дню Победы, к которому все дети заранее тщательно готовились – разучивали стихотворения. Для мероприятия были выбраны члены жюри – старший воспитатель, воспитатель группы и младший воспитатель. Дети прочли стихотворения  И. Асеевой  «День Победы», В. Турова «Дедушкин портрет», Ю. Соловьева «Ветераны Великой Отечественной», С. Михалкова «Нет войны» и др. Выступления детей получились выразительными, эмоциональными. Жюри подвело итоги конкурса и наградило победителей. 
Неизгладимое впечатление на детей произвела организация в детском саду бессмертного полка с участием ветеранов Великой Отечественной войны, для которых был подготовлен праздничный концерт. Также воспитанники старшей группы совместно с родителями приняли участие в митинге, посвященному Дню Победы.
В конце всех мероприятий детям было предложено с помощью родителей и воспитателей  подготовить сообщение о том, что каждый из них сделал лично, или с группой. Таким образом, были подведены итоги того, что у каждого получилось. Дети не только вспомнили, что они сделали, но и оценили свой труд, своих товарищей и группы, поняли, что совместными усилиями можно многого добиться.
С целью выявления эффективность проектной деятельности старших дошкольников с детьми был проведен блиц-опрос «Что нового узнали о Великой Отечественной войне?», вопросы которого были такими же, что и на начальном этапе.
Высокий уровень знаний о Великой Отечественной войне после проектной деятельности выявлен у 13 (54,2%) детей, средний уровень – у 11 (45,8%) детей, низкого уровня не обнаружено.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети не только углубили знания о нашей Родине, ее защитниках, а также научились ориентироваться в ее истории. У дошкольников сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия, чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Таким образом, систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольной образовательной организации имеет положительные результаты, поскольку способствует привитию священного чувства любви к Родине, гордости за свой народ, истории своей страны[3, с. 6].
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации. – М.:ЦГЛ,2005. – 252 с.
2. Воронкова С.А., Миргородская Л.В., Старжинская М.А., Червенко Е.В., Рязанова Г.И. Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны // Молодой ученый. – 2019. – №14. – С. 232-234. – URL https://moluch.ru/archive/252/57856/ (дата обращения: 13.10.2019).
3. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера,2006. – 191 с.

Воспитание трудолюбия у дошкольников
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важнейших средств формирования их личности. В условиях современного дошкольного учреждения трудовое воспитание дошкольников осуществляется в процессе приобщения к различным видам труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) и ознакомлении с трудом взрослых [3, с. 7].
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования,  в области «Социально-коммуникативное развитие» [5, с.18]. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста – важнейшая задача дошкольного воспитания.
Исследованию процесса воспитания трудолюбия у дошкольников посвящены многочисленные труды как зарубежных, так и отечественных педагогов, таких как Х. Аренд, Р.С. Буре, О.В. Дыбина, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, В.С. Соловьёв, Л.А. Таллер, С.Н. Теплюк, К.Д. Ушинский, А.Д. Шатова и др. [1, с. 37].
Рассмотрим понятие трудолюбие в работах современных педагогов. З.М. Асланова под трудолюбием понимает чувство удовольствия от труда; работу с душевным подъемом и охотой. По мнению Г.В. Киселевой трудолюбие – это качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться [2, с. 87].
К настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая задачи, содержание, средства и методы работы педагогов. Ее суть заключается в том, что уже в дошкольный период детства необходимо формировать у детей общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать согласно цели, заранее предвидеть результаты собственных действий). Труд дошкольников носит ситуативный и необязательный характер. Его особенностью является то, что, несмотря на наличие всех структурных элементов, он только находится в стадии развития и предполагает участие и помощь со стороны взрослого.
Как же воспитать у ребенка трудолюбие?
Трудовое воспитание осуществляется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, поэтому я планирую данную работу в утренние часы до и после завтрака, на прогулке, независимо от времени года и после дневного сна. Так, в утренние часы, организую труд детей в уголке природы, приучая их к выполнению простейших поручений: полить комнатные растения, протереть листья, порыхлить землю в цветочных горшках. Также привлекаю детей к дежурству по столовой: расставить хлебницы, раздать ложки, помочь младшему воспитателю в уборке посуды после еды. Назначив дежурных по занятиям, подсказываю им, что нужно расставить стаканы с карандашами (кисточками), разложить клеенки, салфетки, бумагу, пластилин. При этом обязательно поощряю и хвалю каждого ребенка.
Во время прогулок организую разнообразную трудовую деятельность. Например, осенью привлекаю родителей с детьми к уборке участка от опавших листьев. Также вместе с детьми  на прогулке мы собираем семена цветов и урожая, ещё собираем  красивые листочки, и шишки на изобразительную деятельность. Зимой дети участвуют в уборке участка от снега, засыпке корней деревьев снегом, постройке фигур, изготовлении кормушек для птиц. Весной мы с детьми расчищаем клумбы от прошлогодней травы, убирают сухие веточки. И, наконец, в летнее время года  готовим песочные игрушки и несём  их в корзине до нашего участка, собираем сухие  веточки и листья, поливаем  песок. После прогулки вместе с детьми  собираем игрушки  и закрываем песочницу, и просматриваем наш участок, чтобы было чисто и красиво, и всё на своих местах.
Один раз в неделю во второй половине дня организую для своих воспитанников хозяйственно-бытовой труд, включающий наведение порядка в групповой комнате, протирание пыли, стирку кукольного белья, мытье игрушек. Во время трудовой деятельности обязательно создаю эмоционально-положительную атмосферу. Если дети видят, что воспитатель трудится с удовольствием, радуется удаче, то им хочется трудиться также. По ходу выполнения различных видов труда всегда учитываю нагрузку и не предлагаю детям те задания, которые тяжело выполнить.
Для воспитания трудолюбия важно формировать у дошкольников самостоятельность в выполнении отдельных процессов труда, поэтому я развиваю у них ответственность за выполнение трудовых поручений, воспитываю привычку и настойчивость для достижения цели, навыки коллективной работы.
Во время ознакомления детей с трудом взрослых использую разнообразные методы и приемы: беседы о профессиях; чтение художественной литературы, рассматривание картин, альбомов; встречи с людьми разных профессий; экскурсии; изучение пословиц и поговорок о труде; использование дидактических игр. [4, с.68].
Немаловажное значение для воспитания трудолюбия имеет и организация предметно-пространственной среды для осуществления трудовой деятельности. Поэтому в моей группе имеется уголок труда в природе, хозяйственно-бытового труда, дежурства по столовой, имеющие необходимое оборудование и инвентарь. Все предметы труда удобны для детей, изготовлены из легкого, но прочного материала, имеют привлекательный вид.
Следует отметить, что основы трудолюбия закладываются в семье. Личный пример родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, которые трудятся, сообща выполняя домашние обязанности, невозможно переоценить [3, с. 57]. С целью воспитания трудолюбия, родителям следует привлекать детей к выполнению следующих поручений:
оказать помощь в уборке квартиры, навести порядок в своей комнате, постирать мелкие вещи, помочь помыть посуду, покормить домашних животных, помочь в приготовлении пищи и др. Например, ребенок, не собрав игрушки, зовёт Вас на улицу, покататься на велосипеде. А вы скажите, что игрушки тоже хотят на свои места, вон, сколько пустых мест на полке и ребенок с удовольствием уберёт игрушки на свои места. Мама похвалит своего малыша и с хорошим настроением пойдут на прогулку. Основная задача семьи – так организовать уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воздействие.
      Таким образом, систематическая работа воспитателя детского сада по руководству процессом выполнения детьми трудовых действий, позволить сформировать трудовые навыки и воспитать трудолюбие.

Список использованной литературы:
1. Крохина, С.А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе/ С.А. Крохина // Дошкольное воспитание. – 2010. - №3. – С. 86-93.
2. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада  / Т.А. Маркова. – М.: Педагогика, 2011. – 112 с.
3. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду[Текст] / Л.И. Сайгашева. – М.: Феникс, 2013. – 224 с.
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий